Статья для специалистов интересующихся методиками обучения и подготовки спортсменов высокой квалификации. Идеомоторная тренировка очень хороший метод повышения мастерства.

Статистика Дзена говорит, что вопросы психологии не интересны. Но я всё равно хочу про это написать.

Предмет психологии в Вузе это было так скучно, но не мне. Не знаю почему, но меня влекло к этому. Может быть и ещё из-за преподавателя Николая Константиновича Волкова, который в последствии работал со многими сборными командами СССР ,Индии, Алжира.

Углубиться в знания психологии, потребовала моя работа, связанная с обучением и подготовкой бойцов специального назначения, а также спортивные тренировки на уровне члена сборной команды СССР по карате.

Я долго не решался писать на эту тему, но последние мои статьи с подвигли меня на это. Иначе материал, который я представил ранее был бы не полным. Я в конце оставлю ссылки и прочитав все статьи будет всё понятно.

Можно смотреть на человека выполняющего какие то тренировочные движения, но совершенно не видеть и не понимать, что он тренирует выполняя их, какое у него мысленное сопровождение этих движений.

Уже наукой доказано, что существует мощная связь мыслительных и двигательных актов.

Наши движения становятся лучше, когда мы их повторяем, но они могут совершенствоваться и тогда, когда мы про них думаем. Это было известно давно. Про это в своих работах писал ещё Павлов. Для мозга сигналы от мышц и сигналы от мыслей одинаковы, отличаются только силой импульсов.

Есть также взаимосвязь мыслительных процессов и свойств мышц, а также обратная, от качества мышц и их состояния формируются определённые мысли и поведение.

По осанке человека, его движениям можно нарисовать определённый психологический портрет.

Упадническое настроение, депрессия, или эйфория, точно так же окажут воздействие на физические качества. Это проверено в спорте.

Не управляемые эмоции, перевозбуждение, полностью подорвут энергетический баланс и результатов такой спортсмен не покажет. Приводят в порядок такого человека комплексным воздействием, применяя физические, дыхательные и мыслительные упражнения.

Вопросам подготовки специалистов, владеющих методикой психологической саморегуляции не занимались. Кому посчастливилось быть в спортивных командах, которые имели в штате психологов, те смогли получить эти знания. Обычно это происходило на уровне национальных сборных команд, где спортсменов учили управлять собой. Ибо при равных физических параметрах, побеждает наиболее психологически устойчивый человек, который умеет объединить к моменту старта необходимые компоненты — физический, эмоциональный и мыслительный. Тогда говорят, что боец готов и находится в Оптимальном Боевом Состоянии (ОБС).

Умение регулировать и управлять процессами психологической саморегуляции, очень сильно повышает шансы на победу.

Есть зафиксированный в науке эксперимент, который провёл психолог Алан Ричардсон с баскетболистами, во время которого выявилось,что :

— Если не бросать мяч в кольцо неделю, то точность попаданий снижается.

— Если в голове представлять тренировку бросков ежедневно (визуализировать), вместо практических занятий, то точность попадания мяча в кольцо увеличивается на 23%.

— Если тренироваться в попадании, точность увеличивается на 24%.

Для нашего мозга сигналы идущие от мышц и от мыслей практически идентичны. Во время мысленного выполнения упражнений мышцы выполняют такие же движения, как будто мы на самом деле двигаемся. Зная такое свойство организма врачи применяют его в практике реабилитации, когда человек неподвижен. Мысли восстанавливают утраченные функции в движениях.

Мысленно мы можем овладеть любым движением. У меня есть ученик с такими супер способностями. Показав ему упражнение, к следующему занятию он приходит уже с почти готовым результатом. Он мысленно его повторяет и пробует сделать дома сам.

Но наиболее мощное воздействие имеет совмещение мыслей и движений. Создание определённого образа и ощущений, которые должны быть вызывают большой тренирующий эффект. Особенное развитие этой методики получили виды спорта такие как акробатика, гимнастика, прыжки в воду.

В единоборствах этим тоже можно пользоваться уже на ранних стадиях обучения. Сопровождение физического движения мыслями очень важно.

В своей тренерской деятельности я всегда при обучении движению, даю установку о том, про что нужно думать, выполняя его. Мой опыт говорит, что ученик получивший к физическому заданию, ещё мысленный образ его, учится в разы быстрее, чем ученик не получивший такого. Это подтверждается и практикой людей, которые занимаются цигуном. Без мысле сопровождения того, что делают в цигуне, никакого эффекта не добиваются.

С первых занятий я сразу учу представлять, визуализировать, создавать образы. Дав ребёнку задание идти на носках, вы не получите должного эффекта пока не добавите слова : « Идёте как кот! Крадётесь как тигр!» «Прыгаете как лягушка», «Ползём как змея». И мгновенно дети начинают двигаться по другому.

В обучении ката, некоторые дети не могут выучить схему перемещений. У них нет внутренней ориентации в пространстве. Тогда начинаю им давать задания простейшие, что бы они вспоминали закрыв глаза, привычные им вещи, например вспомнить и рассказать как они шли в зал, сколько было поворотов. Затем рисуем схемы на бумаге, затем с закрытыми глазами повторяем несколько движений и поворотов.

Есть много различных ещё наработок, которые учат расслаблению, дыханию, которые в последствии помогут овладеть ПМТ (психо- мышечной тренировкой).

Хороший эффект даёт идеомоторная тренировка, при создании модели поединка. В бою принятие решения на действия имеет решающее значение. Как в прыжке с вышки. Пригнул и назад вернуться не возможно и изменить ничего нельзя, нужно выполнить то, что запрограммировано. В бою поспешить или опоздать, это ошибиться и приблизить себя к проигрышу. На возникшую ситуацию необходимо мгновенное решение. Вот это можно отработать визуализацией и повторить безболезненно достаточное количество раз.

Это помогает избежать ошибки всех бойцов «начального уровня», когда вместо действий они мыслями «играют в шахматы», то есть начинают думать, что сделает противник на их ход. То есть «лишние мысли» тоже вредны!!

Предварительная мысленная отработка ситуации понижает стресс, когда подобная ситуация возникает. Этим механизмом пользуются при психологической подготовке воина. Мысленные переживание картины боя и своей гибели, снижают порог страха.

При развитых способностях к визуализации, можно смоделировать поединок с соперником, имея достаточно видеоматериала поединков этого бойца, отработать своё поведение и устранить проблемы возникающие при мысленном взаимодействии.

Всё о чём написал, это всё проверено на личной практике в соревновательной и служебной деятельности. Мои теоретические обоснования опираются на работы таких известных психологов, как В. Л. Леви и А. Алексеев.

Яндекс Дзен.